Разделы: Комиксы 
24 Ноября 2015
5809

Серия комиксов «Preacher»

Трое мужчин и одна женщина сидят в придорожном кафе и обсуждают, как они докатились до жизни такой. Священник Джесси Кастер рассказывает, как напился в баре вечером предыдущего дня, а с утра в церковь к нему на проповедь явилась вся паства маленького городка Эннвилль, штат Техас, чтоб посмотреть, правда ли, что их пастор окончательно свихнулся.

В то время как он читал Библию местным реднекам, с Небес сбежало рожденное от запретной связи ангела и демона существо Генезис, обладающее огромной силой, но не свободной волей, поэтому оно вселилось в Кастера, попутно превратив небольшую церквушку вместе с прихожанами в обугленные головешки.



Женщина по имени Тюлип О’Хара говорит о том, что подрядилась поработать наемным убийцей, но провалила первое задание. В спешном порядке ей пришлось убегать от телохранителей своей цели, в результате чего она оказалась в машине обаятельного ирландского парня и вампира Кэссиди, державшего путь из Далласа в неизвестном направлении.

Среди пепелища, оставшегося от церкви, парочка случайно наткнулась на Джесси, наделенного теперь благодаря Генезису божественной силой.

Несмотря на то, что за Кастером начинают гоняться все, кому не лень, от местной полиции и федералов до посланного ангелами Святого Покровителя Убийц с парой никогда не промахивающихся револьверов, сам он решает заняться поисками сбежавшего с Небес Бога, чтобы призвать его к ответу за весь творящийся на Земле беспредел.



Так начинается «Проповедник» (англ. Preacher) — один из самых известных комиксов издательства Vertigo, которое специализируется на историях для взрослой аудитории. Поэтому серию уж точно нельзя обвинить в отсутствии таких серьезных тем, как насилие, изобилующее кровавыми подробностями, секс во многих своих извращенных ипостасях, употребление алкоголя и наркотиков, а также богохульство, как в контексте традиционного сакрального действа, так и вне его. Впрочем, последнее никак не отделимо от общей карикатуры на христианскую церковь, к которой сценарист Гарт Эннис, выходец из Ирландии, относится крайне скептично, что он не раз подчеркивал, как в своих работах, так и в интервью. И вся эта взрывная смесь щедро приправлена изрядной долей черного юмора, так что иногда даже напоминает фильмы Тарантино, только в бумажном варианте с раскадровкой.

«Проповедника» сложно отнести к какому-то одному жанру: тут и триллер, и road story, и боевик, и даже мистика, но прежде всего, это вестерн. Во-первых, это самый «американский» из всех жанров в искусстве, а Эннис рассказывает историю об Америке и американской мечте. Во-вторых, комиксу присущи все его основные черты, разве что роль плохих индейцев досталась тайной христианской организации «Грааль», призванной защищать потомков Христа и дожидаться второго пришествия, а вместо хозяйки борделя — извращенец и наркоман Иисус де Сад.



Джесси Кастер воплощает в себе идеального героя вестерна: у него есть чувство собственного достоинства, свои представления о свободе, чести и справедливости, свой моральный кодекс и сильная воля. И как любой герой, попавший в город на Диком Западе, где банда негодяев творит бесчинства, благодаря протекции какого-нибудь толстосума, он вынужден взять на себя обязанности по восстановлению закона и порядка. Не зря же воплощением его внутреннего голоса стал Джон Уэйн — «король вестерна», воплощение мужественности, храбрости и индивидуализма для нескольких поколений американцев, снимавшийся в таких фильмах как «Дилижанс» (1939 г.), «Рио Браво» (1959 г.), «Настоящее мужество» (1969 г.).

Кастер — священник. По идее, он должен проповедовать Слово Божие, а не искать своего отбившегося от рук «начальника». Однако, он необычный пастор: духовную стезю он выбрал по принуждению своей сумасшедшей бабки и ее не менее безумных прихвостней, а до того наслаждался жизнью, гоняя по стране на угнанных тачках. Он неоднозначный персонаж, способный как на глубокие переживания, так и на осознанную жестокость. Стоит отметить, что в этом комиксе характеры даже второстепенных героев прописаны детально, благодаря чему они кажутся живыми, настоящими.

Гарт Эннис никогда не был поклонником религии. Бог в его исполнении — эгоистичное, нарциссическое существо, с темпераментом избалованного ребенка и задатками жестокого тирана. Раз Бог допускает войны, которые ведутся от его же имени (стоит вспомнить крестовые походы, например),  допускает страдания и болезни, то не стоит тратить время на поклонение ему, так как он вовсе не кажется благим и любящим. По мнению сценариста, человек сам должен отвечать за себя, свою судьбу и заниматься своим спасением, а не ждать помощи третьих лиц и искать забвения в религии. По этой же причине он не жалует супергероев, а его проповедник, хоть и получил божественную силу, ею почти не пользуется, считая это неприемлемым там, где можно обойтись тривиальными кулаками.



Зато Герр Старр — крупная фигура в Граале — получает в свои руки неограниченную власть и не стесняется ею пользоваться. У него не возникает проблем с убийством, похищением или применением оружия массового поражения ради достижения своей цели. С развитием сюжета он теряет вместе с частями тела человечность, превращаясь ближе к концу в одержимого местью монстра. У него нет ни принципов, ни веры, несмотря на то, что он возглавляет религиозную организацию. Даже никогда не промахивающийся Святой Покровитель Убийц, бессердечный преступник времен Дикого Запада на службе Небес, выглядит гуманнее на его фоне.

Герои начинают и заканчивают свои странствия в Техасе, но путешествуют по всей Америке от Нью-Йорка до Сан-Франциско, мечтая однажды прокатиться на президентском лимузине по трассе 66. Тема свободы, американской мечты и Америки как земли «второго шанса» красной линией проходит через все повествование. Эннис посылает своих персонажей в маленькие захолустные городки и огромные мегаполисы, чтобы развернуть лоскутное одеяло всевозможных американских мифов и общих мест, вплетая в сюжет важные исторические события.

Так, в Техасе читателю предлагается посмотреть на реднеков, религиозный фанатизм и упертого шерифа, который во всем винит «инопланетных ниггеров». В городке Искупление автор вообще сплетает воедино историю Второй мировой, переданную через воспоминания сбежавшего немецкого шпиона, расизм в виде куклукс клана и комичное изображение бдсм-практик в эстетике нацистской Германии.

Отец Джесси воевал во Вьетнаме, и читатель наблюдает, как Кастер встречает его друга, который рассказывает ему их историю возле монумента погибшим.



В Нью-Йорк стекались иммигранты из разных концов света. Эннис использует его, чтобы раскрыть характер ирландца Кэссиди, который приезжает туда в начале XX века, сбежав из родной страны. Он говорит Кастеру, глядя на панораму города (на тот момент еще с башнями-близнецами) с высоты птичьего полета, как влюбился в него, впервые увидев. Честно говоря, это одно из самых искренних и романтичных в мире признаний в любви. Возможно, сам Эннис говорил устами Кэссиди, делясь своими впечатлениями, поскольку сам когда-то приехал впервые в США из Северной Ирландии.

В Новом Орлеане герои встречаются со жрецом вуду, проводят ритуал на кладбище и знакомятся с местным обществом любителей вампиров, являющих собой явную пародию на кровососов из книг Энн Райс. Вообще образ наркомана и алкоголика Кэссиди ближе к «Американскому оборотню в Париже» нежели к «Интервью с вампиром»: он бухает, ругается, трахается, дерется, заводит друзей и очень любит жизнь.

Авторы не обходят стороной и шоу-бизнес, хотя не упоминают Голливуд. Персонаж с жутким именем Жополицый выстрелил себе в голову из ружья, подражая своему кумиру Курту Кобейну, однако чудом он остался в живых, хотя и с изуродованным лицом. Сначала он пытается быть героем и как все остальные ищет Кастера, потом случайно попадается на глаза одному чуткому продюсеру, под чьим руководством Жополицый становится рок-звездой, только никто не понимает ни его песен, ни его самого.



Не обошлось и без глумления над эмансипацией и феминизмом. По мере повествования читатель знакомится с разными женщинами: от жертв насилия и бездомных до успешных бизнес-леди. Некоторые из них гротескны и карикатурны, но далеко не все. Тюлип О’Хара как раз пример женщины с твердым характером и сильной волей, чьи боевые и стрелковые навыки дают десять очков форы любому мужчине. От Кастера она требует уважения и равного отношения к себе как к партнеру, что не мешает ей быть женственной и всем сердцем любить Джесси. Да и фамилия ее намекает на другую известную темпераментную американскую героиню, которая стала эталоном предприимчивости и способности выжить в любых условиях.

В общем, в поисках Бога герои колесят по стране, встречают много неприятных личностей, просто безумцев и откровенных извращенцев, большая часть которых жаждет их смерти: серийного маньяка-убийцу, неудачника полицейского, двух секс-детективов, порно актера, падших ангелов, управляющих казино, бандитов и головорезов разного пошиба, даже бывших агентов советской разведки. И это далеко не полный список.   

Художник Стив Диллон работал вместе с Эннисом над Хэллблейзером и Карателем, его стиль кажется грубоватым, но для истории, где много насилия, и кишки разлетаются в разные стороны вместе с мозгами, вполне подходящим.

«Проповедник» заслуженно входит в списки лучших комиксов, потому что Гарту Эннису, как никому другому, удалось удачно потоптаться почти на каждой больной мозоли американского общества и талантливо разобрать по винтику миф об Америке — «Земле свободы», где каждый может получить второй шанс и быть счастливым.


Автор: Юля Воронюк
Красиво запечатленные ужас и нуар в иллюстрациях Джонни Домбровски.
07 Февраля 2018
460
Пять лет назад перед миром предстала команда супергероев — «Мстители». То было время Marvel, которое, должно быть, длится и по сей день. Но теперь и DC готовы представить свою команду по спасению мира. Встречайте — «Лига Справедливости». 
Разделы:
19 Ноября 2017
1317
Мы создали цифровое общество и стали его заложниками.  Власть перешла в руки толпы, которая вооружилась смартфонами, а своей главной боеголовкой объявила слово в социальных сетях. Именно об этом рассказывает и показывает нашумевший британский сериал «Черное зеркало», демонстрируя все грязное белье, на которое современное общество пытается закрывать глаза.
26 января 2018
156
Уже все видели фото Джоша Бролина со съёмочной площадки «Дэдпула 2», где он играет Кэйбла, но один вопрос остаётся актуальным… кто к чёрту такой Кэйбл?
Разделы:
10 Августа 2017
1470
Разбираемся, что было после 50-х
Разделы:
25 января 2018
168
«Тёмная башня». Экранизация главного труда жизни Стивена Кинга — хорошее начало или же полный провал?
Разделы:
05 Августа 2017
1279
Как назывались “прародители” комиксов в шестнадцатом-семнадцатом веках? Какой вклад внесли швейцарец Родольф Тепффер, англичанин Томас Роулендсон и немец Вильгельм Буш? Мы расскажем не только об этом!
Разделы:
19 января 2018
173
«Железный человек 4: Человек-паук: Возвращение домой»? 
Хороший сольный фильм про Паучка?

Плюсы, минусы, субъективность — делимся впечатлениями об очередном перезапуске истории «дружелюбного соседа».
Разделы:
06 Июля 2017
1855